Лучшие советы всегда дают те, кто пробует на практике разные подходы и методы работы. Теоретики могут предложить гораздо меньше. Именно поэтому предлагаем вниманию наших читателей несколько практических рекомендаций от предпринимателей, которые дольше десяти лет занимаются арендой спецтехники.
Для начала вы должны принять четкое решение. Работа по найму часто слишком мало оплачивается и является хлопотной, но она дает ощущение стабильности и уверенности в ближайшем будущем. Выходя работать на «вольные хлеба», вы никакой стабильности не получаете даже в том случае, когда работаете двадцать часов в сутки. Нужно быть готовым к этому и понимать перспективы.
Второй шаг на пути к собственному бизнесу – определение сферы деятельности. Стоит перебрать имеющиеся варианты и выбрать те из них, которые окажутся самыми перспективными и близкими вам. Конечно, хорошо бы заниматься известным вам делом, в котором имеется полезный опыт. Но и опыт – дело наживное.
Главная задача для вас на этом этапе состоит в поиске правильного направления. Стоит подыскать ту нишу, которая не занята вовсе или освоена минимально. В развитых сферах производства и торговли обычно много игроков, которые могут изрядно испортить вам старт. Вы ведь не этого хотите? С первых шагов у вас должны быть шансы на развитие.
Предположим, вы уже выбрали направление для работы и развития. Теперь нужно подготовить четкий план и уверенно взяться за его воплощение. Например, вы присмотрелись к рынку и выбрали для своего бизнеса прокат спецтехники. Взвешиваете минусы и плюсы, выбираете тип интересных вам объектов.
Из плюсов: техника остается в вашей собственности, вы вольны прекращать и возобновлять работу по своему желанию. Из минусов: за манипуляторами, автокранами и вышками нужен контроль. Для них надо искать арендаторов, их надо ремонтировать и содержать в порядке документацию, какие бы сложности не возникли.
Следующий вопрос – стартовый капитал. У вас имеются накопления? Их правильно будет пустить в дело. Как говорят знающие люди: «Деньги должны делать деньги». Финансов нет? Возможно, у вас есть то, что можно в них превратить. Скажем, стартовым капиталом может послужить автомобиль.
Отлично, если полученная сумма покрывает необходимые расходы. Обращение за кредитом к банкам – всегда вопрос шаткий. Его стоит оставить на крайний случай. Если вы прогадали и потеряли то, что у вас было (тот же автомобиль), это полбеды. Куда хуже выплачивать долг с процентами банку еще долгое время.
Итак, у нас имеется автомобиль, но он не покрывает необходимую сумму. Легковой транспорт явно стоит меньше специальной техники. Что делать? Вы либо подыскиваете подходящий объект в рамках имеющейся суммы, либо ищете дополнительные средства, либо переключаетесь временно на что-то третье. Заниматься другим бизнесом придется до тех пор, пока не накопите стартовый капитал для выбранного дела.
Вы взялись за промежуточный вариант на пути к основной цели? Отлично! Это позволит накопить опыт и финансы перед «большим прыжком». Чтобы поднатореть в арендаторском деле, переключитесь с крупной спецтехники на небольшую. Поскольку строительство, особенно в сезон, стоит немалых денег, многие частные лица и компании предпочитают арендовать оборудование, а не покупать его. Спрос рождает предложение: помогите строителям!
Продаем имеющуюся у нас машину, вкладываем деньги в технику. Берем надежное и наиболее популярное оборудование. Это может быть миниатюрный подъемник, легкий манипулятор с прицепом или передвижная автовышка на 12-16 метров.
Подбираем место для хранения купленного оборудования. Хорошо, если за него не придется платить дополнительно. Но если у вас подходящего места нет – берите его в аренду. Подойдут гаражные кооперативы, крытые места автостоянок, отдельные гаражи или складские помещения.
Если вы подготовили предложения и оповестили о них потенциальных клиентов, скоро появятся первые арендаторы. Используйте для рекламы бесплатные площадки в газетах и на страницах в интернете, подавайте тематические объявления в соответствующие рубрики досок объявлений, распространяйте флаеры с информацией о своих услугах.
К моменту появления клиентов у вас должен быть составлен прайс-лист на услуги. Чтобы определиться с ценами, действуйте просто – обзвоните объявления, аналогичные вашему, и узнайте среднюю стоимость услуг в выбранном сегменте рынка.
Не торопитесь снижать цены. Возможно, так вы получите больше клиентов, но выгода от работы с ними будет явно ниже желаемой. Труд и оборудование следует оценивать по достоинству. Не забывайте, что низкая цена на аренду может даже не покрыть затраты на амортизацию оборудования и его сезонный ремонт.
Даже если вы мало смыслите в бухгалтерии и на первом этапе не хотите нанимать помощника, учет вам вести придется. Следует фиксировать контакты клиентов, отмечать доходы и расходы, стоимость ремонта и оплачиваемую аренду.
Все накладные расходы должны учитываться для того, чтобы вы могли оценить рентабельность предприятия. Помочь с учетом вам помогут многие сервисы в интернете: найдите самый удобный и комфортный для себя.
Серьезное предприятие требует регистрации и учета. Вы ведь не хотите наблюдать на собственном пороге налоговых агентов и судебных исполнителей? Стоит сразу оформить ООО или начать работу, пользуясь упрощенной системой налогообложения.
Не забывайте о рекламе. Объявления, брошюры, страничка в интернете, доски объявлений – подойдет все, где вы сможете поместить информацию: бесплатно или за умеренную плату. Конечно, выбирать нужно проверенные часто посещаемые ресурсы, так как именно от них будет самый быстрый и ощутимый эффект. Ориентируйтесь на специализированные площадки и ресурсы.
Как только дело пошло, не ждите – действуйте дальше. Наладив аренду строительной техники, можете добавить к ней продажу. Расширяйте не только ассортимент товаров, но и услуг. Оформление проектов, аренда с возможностью выкупа и сервисное обслуживание могут добавить вам и клиентов, и доходов.